Что такое система оповещения и нужно ли ее обслуживать?
Как правило, система оповещения устанавливается одновременно с пожарной сигнализацией и является частью общей системы противопожарной безопасности здания. Как и сама пожарная сигнализация, она нуждается в своевременном обслуживании, периодичность которого устанавливается надзорными органами и соглашением между администрацией здания и обслуживающей организацией.
Классификация и принципы работы систем оповещения
Виды систем оповещения выбираются, исходя из размеров, назначения и инженерно-архитектурных особенностей здания. Соответственно особенностям их функционирования необходимо осуществлять их техническое обслуживание.
На сегодняшний день для большинства объектов используются 5 типов подобных систем.
1. Основана на принципе звукового оповещения. Это может быть сирена, музыкальное оповещение либо тональный сигнал.
2. Помимо звукового сигнала добавляется световое оповещение, например, светящиеся табло «выход», «опасность», «эвакуация» и прочие.
3. Здесь присутствуют те же информационные способы, что и в предыдущей системе, однако звуковое оповещение подается в виде текстового сообщения.
4. При использовании системы оповещения четвертого типа помещение разделятся на условные зоны, по которым, в зависимости от очага возникновения опасности, дифференцированно подается оповещение. В этом случае существует возможность обратной связи с централизованным пультом управления.
5. Последний вид систем аналогичен предыдущему, однако при этом предусматривает несколько вариантов эвакуации и централизованное управление зональными системами оповещения.
Первые две системы оповещения можно назвать простыми. Их целесообразно устанавливать в частных жилых домах либо небольших офисах. Более сложные конструкции, как правило, предназначены для крупных социальных объектов – детских садов, школ, больниц или больших производственных комплексов, гипермаркетов.
Обслуживание и ремонт систем оповещения

Своевременное сервисное обслуживание, а также оперативный ремонт или замена вышедших из строя узлов и комплектующих является первостепенным условием бесперебойной работы самой системы, а значит, и безопасности находящихся на объекте людей. Поэтому качество функционирования аппаратуры необходимо регулярно контролировать.
Помимо предупреждения, выявления и устранения возникших сбоев и неисправностей, техническое обслуживание средств оповещения предполагает также анализ причин, по которым могла возникнуть та или иная поломка, и контроль соответствия определенных параметров установленным нормам.
В зависимости от интенсивности эксплуатации компания Примбезопасность осуществляет следующие виды обслуживания:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). Применяется для аппаратуры, которая эксплуатируется круглосуточно, в непрерывном режиме. В обязанности компании, осуществляющей ЕТО, входит проверка наличия блоков, комплектующих и запасных частей, а также из технической исправности. Помимо этого, специалисты определяют исправность электросетей и соединений, прочность креплений блоков и своевременность ведения технической документации.
- техническое обслуживание № 1 (ТО №1) осуществляется для приборов с любой интенсивностью эксплуатации. Даже если по каким-либо причинам оборудование находится в активном состоянии лишь несколько часов в день или несколько дней в неделю, раз в месяц оно подлежит обязательному осмотру специалистом. Помимо действий, описанных в предыдущем пункте, ответственный сотрудник осуществляет также чистку и смазку элементов, настройку и регулировку работы всех блоков и компонентов системы. Результаты проверки и перечень выполненных работ в обязательном порядке фиксируются документально.
- раз в год проводится так называемое ТО №2. Оно состоит из работ, предусмотренных ТО №1, а также обязательной проверки, ремонта и замены изношенных деталей и узлов всей входящей в систему аппаратуры. Результаты обслуживания также должны быть отображены в соответствующих документальных регистрах.
Учитывая тот факт, что любая электронная система, в том числе и система оповещения, является достаточно сложной и многофункциональной аппаратной конструкцией, ее сервисное обслуживание, а также текущий либо срочный ремонт должны проводить специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, опыт работы в данной области. Несвоевременное и непрофессиональное обслуживание аппаратуры может привести к ее некорректной работе, и, как следствие, к дорогостоящему и длительному ремонту, в течение которого объект будет лишен необходимой охраны и защиты.
Компания Примбезопасность предлагает клиентам квалифицированное обслуживание любых систем оповещения, как спроектированных и установленных нашими специалистами, так и принятых на обслуживание после начала эксплуатации.